Четверг, 21.09.2017, 04:19


Каталог статей
Меню сайта
Каталог статей
Образцы хоккейной формы [13]
Хоккейные гамаши для профессионалов. [15]
Образцы хоккейных гамаш и рейтуз [19]
Образцы футбольной формы [6]
Правила спорта [1]
Полезная информация [33]
История хоккея [6]
История футболя [0]
История спорта [0]
Игры и развлечения [16]
Новости [0]
Мои статьи [0]
Нанесение логотипов и номеров на спортивную форму [16]
Наши заказчики
Наш рейтинг
Refo.ru - русские сайты
Rambler's Top100
Спорт :: Виды спорта
Каталог TUT.BY
Главная » Статьи » Полезная информация

Изменение направления движения на обратное
Изменение направления движения на обратное 
Если вам случится посмотреть игру команды низшей лиги, на уровне, скажем, малышовой, попробуйте найти там игрока, который мог бы, двигаясь вперёд, развернуться и, не останавливаясь, устремиться в обратном направлении. Я удивился бы, если бы там нашёлся хоть один такой хоккеист, а скорее всего, такого там вовсе не окажется. К тому времени, когда хоккеист станет юниором, он волей-неволей постигнет премудрость маневренного катания, но даже и тогда, когда его примут в НХЛ, он не решится пустить её в ход. Как нападающий, я считаю, что мне везёт, когда защитник игнорирует возможность воспользоваться этим приёмом, хотя у многих против него существует открытое предубеждение. Нерешительность защитника во время молниеносной атаки как раз и позволяет мне сделать беспрепятственный бросок по воротам. Но некоторые защитники данный приём выполняют превосходно. Среди них мне, в первую очередь, хочется назвать Жака Лаперьера. Он с такой лёгкостью изменяет направление движения на обратное и делает это так быстро, что для того, чтобы зритель мог уловить этот маневр, ему нужно сконцентрировать всё своё внимание на выполнении приёма, а не на том, кто владеет шайбой. Сколько раз, бывало, веду я шайбу на большой скорости вдоль борта, а Лаперьер уж тут как тут, подходит с резким разворотом со стороны. Жак может здесь попробовать выбить у меня шайбу “тычком” или даже попытаться не пропустить меня в зону перед воротами, но чаще всего он резко разворачивается кругом и катится передо мной спиной вперёд. Есть два способа выполнения этого маневра: прыжком и поворотом. Лаперьер предпочитает делать это поворотом. Предположим, он хочет повернуть в левую сторону. Когда наступает момент поворота, Лаперьер максимально разворачивает плечи и туловище влево, всё время сохраняя при этом равновесие. Вес его тела находится значительно впереди, и одновременно с поворотом плеч поворачивается и его правый конёк, причём хоккеист стремится, чтобы ход его конька в развороте в противоположную сторону был максимально большим и ограничивался лишь удобством выполнения последующих элементов приёма. Затем Лаперьер приподнимает левый конёк и делает им разворот кругом. И, наконец, в то время, когда конёк находится в воздухе, Лаперьер выполняет “ёрзающее” движение ягодицами из стороны в сторону, благодаря которому он и начинает катиться назад. Есть у Жака Лаперьера в этом маневре и своё продолжение: он опускает клюшку и перчатку на лёд и фактически становится вторым вратарём, у которого атакующему форварду предстоит выиграть единоборство. Выполнение данного приёма прыжком более сложно и опасно. Оба конька одновременно отрываются ото льда, и тело хоккеиста совершает вращательное движение в воздухе. В момент соприкосновения коньков со льдом, по завершении поворота ноги должны быть значительно расставлены, чтобы обеспечить должное равновесие, а колени сведены достаточно близко друг к другу, чтобы хоккеист мог сделать первый шаг уже при движении спиной вперёд. Выполнить такой прыжок нелегко, и молодой хоккеист поступил бы неразумно, если бы попробовал осуществить его в ходе игры. Однако тренировать его надо как можно чаще, чтобы, в конце концов, он прочно вошёл в арсенал приёмов, выполняемых хоккеистом. Хотя умение изменять направление движения на обратное прыжком или поворотом является крайне необходимым для защитника, оно принадлежит к тем приёмам маневренного катания, овладеть которыми обязаны все хоккеисты. По сравнению с защитником нападающему редко приходится прибегать к этому приёму, но если он его всё-таки выполняет, то делать его надо в доли секунды. Форвард, умеющий вести на своей половине поля единоборство с наступающим соперником, да ещё владеющий техникой мгновенного изменения направления движения на обратное, не может не радовать сердце тренера.


Зигзаг 
Я считаю, что более трудного для освоения приёма маневренного катания не существует, а ценность он имеет только для того, кто ведёт шайбу при розыгрыше наступательной комбинации. По сути дела, зигзаг представляет собой разновидность скрестного шага. Иногда этот маневр называют также непрерывным или двойным скрестным шагом. Я лично предпочитаю термин “зигзаг”. Однако не в названии дело. Я часто прибегаю к зигзагу, когда пытаюсь обойти игрока противника, готового вступить со мной в единоборство, при условии, что есть место для маневра в обе стороны или для обводки двух-трёх соперников, старающихся атаковать меня группой. Обычно я начинаю зигзаг влево, хотя много практикуюсь и в выполнении его вправо, причём начинаю с обычного переноса правой ноги через левую. Но как только нога касается льда, я начинаю переносить вес тела снова вправо, выполняя движущий меня вперёд толчок внешним ребром лезвия правого конька. Левая же нога, оторвавшись ото льда на достаточную высоту, переходит через правую. В идеале очередной перенос веса тела влево следует начинать на следующем шаге, а затем снова осуществлять его вправо, причём энергия движения всё время поступает от внешнего ребра лезвия каждого конька. Чем дальше в обе стороны хоккеист способен перекинуть свой вес, тем острее получаются элементы зигзага, но тут-то игрока и подстерегает опасность. Каждый перенос веса тела неизбежно выводит исполнителя данного маневра из равновесия, и во время выполнения целой серии зигзагов, пожалуй, не бывает момента, чтобы оба конька были на льду. Получая всё время движущую силу с внешней стороны коньков, хоккеист сосредотачивает своё внимание на ведении шайбы и, таким образом, может легко стать жертвой силового приёма соперника. Но, несмотря на таящиеся в нём опасности, зигзаг является очень эффективным способом ведения шайбы, а его зрелищная привлекательность не может не вызывать восторга зрителей. Только при помощи постоянных упражнений начинающий хоккеист может научиться делать зигзаг. Его выполнение требует определённой силы и уверенности, и пользоваться им в игре можно лишь тогда, когда у хоккеиста нет сомнения в том, что он овладел техникой его исполнения. 
Прыжки 
Прыжки в сторону, назад и вперёд являются приёмами хоккейного искусства, овладеть которыми должен каждый игрок, думающий о необходимости всеми способами избежать соприкосновения с готовым вступить в единоборство соперником. Отличным исполнителем прыжков является Эдди Шэк, и пользуется он ими буквально в каждой игре. При этом Шэк предпочитает выполнять прыжки для того, чтобы выскочить из схватки за шайбу, а не для того, чтобы избежать приёма единоборства. Мне не раз казалось, что Шэк мог бы избавить себя от множества синяков и шишек, если бы он пользовался прыжком, чтобы прошмыгнуть мимо защитника. Но Шэк силён как бык, и, пользуясь своими физическими данными и большой скоростью, он сносит попадающегося ему на пути защитника, который по недомыслию пытается встретить его в лобовую. Вот Шэк рванулся с шайбой в сторону ворот противника, где за синей линией его встретили двое обороняющихся. Вот он выполняет остановку прыжком, врезая оба конька в лёд всей силой своих девяноста килограммов. В воздух поднимается облако ледяной пыли, а он уже делает второй прыжок - обычно в том же направлении, в котором он разворачивался при остановке. Перед вторым прыжком Шэк пытается протолкнуть шайбу мимо обороняющихся. Если счастье улыбнётся ему, шайба будет снова на его клюшке, и - только его и видели. В исполнении любого прыжка есть два секрета: уверенность в соблюдении равновесия и чувство меры при подпрыгивании. Уверенность можно обрести тренировкой, а вот что касается высоты прыжка, то существует реальная опасность ошибиться, особенно в гуще хоккейной схватки. Если подпрыгнуть недостаточно высоко, лезвиями коньков можно зацепиться за чей-нибудь ботинок или клюшку. Если же подпрыгнуть слишком высоко, игрок будет довольно долго находиться в воздухе, а вес двух обороняющихся соперников, действующих на небольшой площади, часто оказывается более чем достаточным, чтобы сбить игрока на лёд. И всё же, несмотря на таящиеся в нём опасности, прыжок может оказаться весьма ценным способом, позволяющим выбраться из схватки за шайбу, хотя и не думайте, что он будет вам удаваться каждый раз. Чтобы обойти одного обороняющегося, я часто пользуюсь боковым длинным прыжком в сторону с одного конька на другой. Опыт быстро мне подсказал, что залог успешного выполнения такого прыжка лежит в хорошем начальном толчке. Прыгая влево, я слежу за тем, чтобы правое колено было хорошо согнуто, а лезвие правого конька в должной мере наклонено внутрь, что обеспечивает хорошее врезание конька в лёд. Затем за счёт быстрого и резкого выпрямления колена я оказываюсь в воздухе и лечу влево. При прыжке влево придание абсолютно точного угла лезвию левого конька и достаточный сгиб колена обеспечивают чёткий перенос веса тела на левый конёк. Чем дальше в сторону перемещаюсь я в результате такого прыжка, тем больше его ценность. Существуют различные приёмы переброса шайбы в ту или другую сторону во время прыжка, но постичь их можно только в процессе обучения владению клюшкой. 
"Волокуша" 
Довольно легко можно научиться ещё одному приёму маневренного катания - “волокуше”. Суть его состоит в том, что хоккеист волочит по льду один конёк для замедления движения, а затем резким движением останавливается. Мне удавалось с успехом применять этот приём, хотя я должен сказать, что большинство профессионалов трудно обмануть “волокушей”. Зрители часто видят, как некоторые хоккеисты катятся по ледяному полю по инерции и гасят скорость, волоча один конёк по льду под прямым углом к направлению движения. Обычно это имеет место после свистка. Хоккеисты подкатываются к месту вбрасывания, предположим, на правом коньке и волочат левый, создавая тем самым торможение. Приём этот является настолько естественным, что им пользуются все, кто катается на коньках, причём чуть ли ни с первого дня пребывания на льду. “Волокушу” можно использовать и как приём маневренного катания при игре в непосредственной близости от ворот и в ходе схватки за шайбу. Хорошо “волокуша” получается обычно у того, у кого крепкие ноги. Давайте представим себе, что Дэйв Кеон, игрок команды “Торонто Мейпл Лифс”, приближается к месту схватки у борта, в которой участвуют три или четыре хоккеиста. Все они усердно работают клюшками, стараясь завладеть шайбой, и дело кончается тем, что шайбу или прижимают к борту, после чего следует вбрасывание, или посылают в поле, и тогда игра продолжается. Дэйв Кеон знает, что если и он ввяжется в эту свалку, то ничего путного из этого не выйдет, поэтому, приближаясь к месту схватки, он волочит, к примеру, левый конёк, замедляя движение. Вдруг шайба выскакивает из скопления игроков и летит влево от Кеона, который движется всё ещё достаточно быстро, хотя и волочит левую ногу по льду. Теперь-то и пригодится ему вся мощь мышц его левой ноги: Кеон врезает лезвие конька в лёд, причём врезает достаточно глубоко, чтобы обеспечить дальнейшее торможение. В то же самое время, когда лезвие конька впивается в лёд, вес тела Кеона переходит на левую ногу, лезвие конька при этом лежит плашмя на льду. Правое колено Кеона движется внутрь, тем самым глубоко врезая в лёд лезвие правого конька, и мощные мышцы правой ноги Кеона толкают его вперёд и в левую сторону. Движется влево он потому, что одновременно с перемещением колена, заставившим лезвие правого конька врезаться в лёд, туловище Кеона резко развернулось до нужного ему направления движения. Весь этот манёвр выполняется одним стремительным движением поворота туловища и переноса веса тела. Внешне он выглядит таким простым, что представляется чуть ли не одним из элементов свободного катания. Но это далеко не так. Без длительной тренировки освоить приём нельзя. Профессионалы выполняют все хитроумные приёмы маневренного катания с такой быстротой, что зрители просто не успевают сообразить, как всё это происходит. И если бы эти приёмы выполнялись медленно, в них не было бы никакого толку. Но, повторяю, за один раз им не научишься. Всякий, кто ставит себе цель овладеть этими приёмами, должен внимательно продумать и отработать каждый их элемент. Нужно постоянно помнить о необходимости переноса веса тела и сохранения равновесия, направления движения и обеспечения движущей силы и равновесия. 
Смена темпа бега 
Большинству любителей хоккея нравятся также футбол и баскетбол. И в той, и в другой игре, в особенности, пожалуй, в баскетболе, нетрудно заметить, как игроки меняют темп бега. Легко это проследить и в хоккее. Говоря о НХЛ, следует в этом отношении отметить Рона Эллиса, который довёл приём смены темпа бега до совершенства, что наряду с его скоростными качествами и хоккейной смекалкой ставит его в ряд лучших молодых игроков нашего хоккея. У Эллиса длинный шаг, и, когда он ведёт шайбу, верхняя часть его туловища значительно выдвинута вперёд. Голову он держит высоко, чтобы видеть направление движения, хотя некоторые хоккеисты держат голову ещё выше. Эллис предпочитает атаковать вдоль борта, и, когда он устремляется в сторону ворот противника, за какие-нибудь три шага он набирает полную скорость. Наблюдая за Эллисом, когда он ведёт шайбу, видишь, как часто получается так, что обороняющийся бросается ему наперерез и сам же с ходу врезается в борт, потому что Эллис избежал соприкосновения с соперником, проскочив раньше его вдоль борта или же обойдя его стороной. Эллис умеет, конечно, и менять направление движения, но и придаёт больше значения смене темпа бега путём некоторого ускорения или замедления скорости движения. Изменение скорости бега в хоккее часто настолько незначительно, что обороняющийся может заметить его только тогда, когда уже, как говорится, слишком поздно. Тем не менее от глаза внимательного любителя хоккея, сидящего высоко на трибуне, это может и не ускользнуть. Для изменения скорости движения следует усилить или ослабить давление на конёк, создающий толкающий момент. Когда тренер пытается объяснить данное обстоятельство молодым хоккеистам, те обычно ставят под сомнение эффективность приёма. Им кажется, что игрок движется с очень большой скоростью и за счёт кинетической энергии он с той же скоростью пройдёт ещё расстояние, равное длине по крайней мере трёх-четырёх очередных шагов. При этом они забывают, что готовый вступить в единоборство обороняющийся тоже идёт на большой скорости. Когда обороняющийся устремляется к сопернику, ведущему шайбу, он тщательно оценивает обстановку для определения угла подхода к нему, делая упреждение с расчётом только на скорость. И всякое уменьшение или увеличение скорости игрока, ведущего шайбу, пусть даже самое незначительное, может оказаться достаточным, чтобы опрокинуть расчёты обороняющегося. Здесь можно провести аналогию с ведущим мяч футболистом, пытающимся отдать пас движущемуся партнёру, который меняет темп бега. Такая передача может оказаться удачной, и мяч может опуститься точно в задуманном месте, но если принимающий пас попытался бы вдруг не поймать мяча, то мало вероятно, что его партнёру удалось бы в него попасть мячом. Можно и должно практиковаться в варьировании скоростью постоянно, не пропуская ни одной тренировки на льду. Начните движение на коньках, оттолкнитесь сначала три-четыре раза сильно, а затем пару раз не очень сильно. Кстати, ещё один совет: когда вы поймёте полезность смены темпа бега, не пользуйтесь всегда одним и тем же вариантом изменения скорости. Ведь, если вы будете пользоваться только замедлением или только ускорением темпа бега, наблюдательный защитник всегда сможет предугадать вашу скорость. Импровизируйте на ходу. Скажем, сначала ускорьте, а затем два раза подряд замедлите своё движение. В общем, годится всё, что поможет вам перехитрить обороняющегося. Можно отметить также вариант приёма изменения скорости бега, которым не без успеха пользуются Стэн Микита и Кэн Уоррам. Суть его заключается в том, что хоккеист делает резкий рывок вперёд или в сторону, но только на длину одного шага. Этот рывок увеличивает его скорость на мгновение, необходимое ему для того, чтобы объехать обороняющегося или проскочить между двумя защитниками, приготовившимися остановить его приёмом “двое против одного” / ”коробочка”. Стэн Микита настолько ловко выполняет рывок между двумя обороняющимися, что в большинстве случаев дело кончается тем, что один защитник врезается в другого, а Стэн в это время устремляется к их воротам. 


Шайба 
Шайба, которой играют команды профессионалов, изготовляется из вулканизированной резины. Диаметр шайбы — 7,62 сантиметра, толщина — 2,54 сантиметра. Весит она—156—170 граммов. На внешний вид в шайбе ничего привлекательного нет, но если сложить всю энергию, затраченную на попытки загнать ее в ворота, то этой энергии окажется достаточно, чтобы вывести несколько ракет в космический полет. Хотя многие хоккеисты могут бросать шайбу со скоростью более полутораста километров в час, их способность поражать ворота складывается из правильных навыков, приобрести которые можно только в ходе тренировок и в результате игрового опыта. Все предельно просто: чтобы забивать голы, нужно всего-навсего правильно бросать по воротам с правильно выбранного на льду места. Проведенный несколько лет назад анализ фактического материала о забитых голах дает игрокам и тренерам богатую пищу для размышления. Как показывает анализ, в среднем игроки реализуют лишь одну из десяти попыток поразить ворота. Объяснение здесь разное: броски со слишком близкого расстояния, под чересчур острым углом, прямо во вратаря, а также потеря контроля над шайбой. Весь этот брак является результатом укоренившихся неверных навыков и косвенным образом объясняется отсутствием у игроков понятия о том, как же надо забивать голы. Большинство шайб, по данным анализа, забрасывается из положения прямо перед вратарем с расстояния от трех до полутора метров. Подавляющая часть удачных бросков приходится ниже коленей вратаря, а неотразимые — примерно на уровне его щиколоток. Большая часть забитых голов приходится на ту сторону, с которой вратарь держит клюшку. Если правильные навыки игры в хоккей оборачиваются забитыми голами, а неправильные — упущенными возможностями, разумно требовать от хоккеиста, чтобы он развивал такие навыки, которые приводят к результативной игре. Чтобы точнее решить, как с точки зрения теории и практики хоккея облегчить становление данных навыков, нам придется сначала проанализировать, как действует страж ворот во время игры. 
Вратарь 
Размер ворот в хоккее—183х122 сантиметра. Большие это ворота или маленькие — все зависит от того, как к этому подойти. Почти каждый вратарь считает, что ему приходится защищать зияющую бездну, тогда как пытающийся поразить цель полевой игрок склонен полагать, что не менее десятка таких крошечных сооружений можно уместить на булавочной головке. Если же быть серьезным, то размер того вожделенного места, куда каждый хоккеист мечтает направить шайбу, меняется в зависимости от позиций, выбранных вратарем и тем, кто намеревается произвести бросок. Идеальным местом для броска следует считать точку, расположенную прямо перед воротами на расстоянии четырех с половиной метров от вратаря. С удалением атакующего от ворот у их стража оказывается больше времени, чтобы изготовиться к приему шайбы, а с приближением к воротам сокращается незащищенная часть плоскости ворот, куда атакующий может направить шайбу. Заметьте, речь идет о четырех с половиной метрах от вратаря, а не от линии ворот, поскольку разные вратари выкатываются на разное удаление от ворот. С расстояния четырех с половиной метров можно бросить шайбу мимо вратаря и с той, и с другой стороны. Конечно, у атакующего не так уж много шансов выйти на позицию для идеального броска. Однако надо всегда стремиться занять эту позицию. При броске с идеальной точки во много раз возрастает вероятность поражения ворот, поэтому при обучении игре в хоккей нужно прививать хоккеистам привычку пытаться выйти на эту точку до броска. Достичь данной цели совсем не легко. Потребуется все мастерство хоккеиста в маневренном катании и владении клюшкой, чтобы, ведя шайбу перед собой, он мог избежать силовой борьбы с пытающимся отобрать у него шайбу соперником. Для этого игроку с шайбой придется пользоваться и торможением, и круговым движением на одном коньке, и стартом с места, и рывком. А самое главное, чтобы у него в этот момент была ясная голова. 
В пылу отчаянной борьбы за шайбу вблизи ворот хоккеист всегда находится под воздействием неукротимого желания бросить шайбу в ворота сразу же, не медля, как только она попала ему на крюк,— без учета угла или дистанции. Никогда не поддавайтесь этому соблазну! Быстрым взглядом оцените обстановку, посмотрите, не находится ли в идеальной позиции для броска ваш партнер. Если да, то отдайте ему шайбу! Если же в этой идеальной точке или поблизости от нее “своих” нет, то попытайтесь выйти на нее сами. Мне могут возразить, что, по мнению крупнейших специалистов хоккея, секрет результативности заключается в том, чтобы как можно больше бросать, бросать и бросать. А отсюда делается вывод, что чем чаще вы бросаете, тем больше вы забиваете. Я отвечу: не следует забывать, что результативность быстро возрастает по мере приближения бросающего к наивыгоднейшей для броска точке. Во взятии ворот весьма большую роль играет элемент случайности, и в этом одно из объяснений такой рекомендации специалистов хоккея. Шайба, пущенная шальным броском из угла площадки в сторону ворот, может отскочить от конька соперника и влететь в ворота. Шайба, идущая под самым невероятным углом, может рикошетом отойти от стойки ворот, удариться о щиток вратаря и оказаться в сетке. Существует бесконечное множество путей забить случайный гол, но прославленные хоккейные бомбардиры принадлежат к разряду игроков, которые любят действовать наверняка. Ни один из них не сделает броска, пока не удостоверится, что вышел на наилучшую в данной обстановке позицию. Как только владеющий шайбой хоккеист занял ударную позицию, он должен принять мгновенное решение, какой бросок применить. Наш знаменитый вратарь Гленн Холл не раз говорил мне, что труднее всего брать шайбы, идущие на уровне щиколоток. Это мнение, кстати, подтверждает выводы недавно проведенного анализа, о чем я говорил в начале данной главы. Вывод этот в целом правилен, и большинство вратарей о нем знают. Многие из них часами тренируются, отрабатывая технику приема низких бросков. Чтобы доподлинно знать, как тот или иной вратарь справляется с бросками на уровне щиколоток, нужно хорошо изучить его манеру игры. Может оказаться, что он предпочитает очень низко приседать, и тогда такому вратарю лучше всего бросать на уровне плеча. Но не обольщайтесь чрезмерно и не думайте, что вратарю трудно подняться: ему на это потребуется почти столько же времени, сколько вам на бросок. 
При броске из положения прямо перед воротами всегда старайтесь направить шайбу мимо вратаря со стороны его клюшки. Любой вратарь при приеме шайбы быстрее и точнее действует рукой, чем клюшкой. К тому же при ударе шайбы о клюшку она может отскочить к вашему партнеру, который тут же подправит ее в ворота. А уж если вратарь поймает шайбу, то он отбросит ее туда, где ее может подхватить игрок его команды. Во всяком случае сопернику на клюшку он ее не бросит. Если вам удалось занять ударную позицию, бросайте низом в угол ворот со стороны, с которой вратарь держит клюшку. Это самый верный способ поразить ворота. Неплохо также бросать в угол ворот на высоте плеча — и опять-таки со стороны клюшки вратаря. Такой бросок обычно менее эффективен, чем бросок низом, поскольку в спешке трудно решить, насколько высоко нужно поднять шайбу, и она может или удариться о перекладину, или вообще уйти верхом. Нельзя недооценивать вратаря. Выбором наилучшей для взятия ворот позиции и наилучшего (с учетом индивидуальных особенностей вратаря) вида броска вы увеличиваете свои шансы добиться успеха. Но этих шансов будет еще больше, если вам удастся вынудить стража ворот сделать “первый ход”. 
Вспомним, что при ведении единоборства с обороняющимся где-то в середине ледяного поля вы, владея шайбой, диктуете сопернику свои условия. Точно так же и здесь: вы знаете свой план игры, а вратарь нет. Стоит ему только изготовиться к приему шайбы с одной стороны, бросайте не медля с другой. Двое игроков соревнуются в способности перехитрить друг друга, и весь поединок длится считанные доли секунды. Дам пару советов, как заставить вратаря первым раскрыть свои карты. Можно, например, прибегнуть к ложному броску. Хоккеисты весьма часто пользуются этим обманным приемом. Суть его состоит в том, что владеющий шайбой игрок начинает выполнение броска в одном направлении, а затем, когда вратарь приготовится к броску, бросает в другой угол. Ложный бросок особенно хорош, когда его сочетают с быстрым манипулированием клюшкой непосредственно перед имитацией броска. Приближаясь к точке выполнения броска, атакующий должен “поиграть” перед собой шайбой, причем амплитуда движения шайбы из стороны в сторону зависит от того, в какой мере хоккеист владеет клюшкой, но в принципе чем дальше от себя он отпускает шайбу, тем лучше. Вратарь впивается глазами в шайбу, он ни на мгновение не отрывает от нее взора. Голова его, возможно, и неподвижна, но глаза все время в работе. Когда вы делаете, наконец, ложное движение, вратарь ищет глазами отходящую от вашей клюшки шайбу. Не найдя ее, он вынужден снова сфокусировать свой взгляд на шайбе, а в это мгновение вы посылаете ее в ворота. Пытаясь сочетать ложный бросок с предварительной обработкой шайбы клюшкой, многие хоккеисты, по их собственному признанию, весьма часто проигрывают в единоборстве вратарю. Причина заключается в том, что у них появляется дурная привычка бросать всегда с одной и той же руки — “удобной” или “неудобной”. А вратари достаточно хорошо изучили эту их привычку. Рекомендация здесь, разумеется, может быть только одна — бросать то с одной, то с другой руки. Можно посоветовать такой, весьма эффективный, прием: подкатывайтесь к ударной позиции, двигая шайбу взад и вперед, демонстрируйте ложный бросок “удобной” рукой, перебросьте шайбу на сторону “неудобной” руки, а затем обратно на удобную сторону. Эта маленькая карусель может сослужить атакующему хорошую службу, если только он не увлечется и не забудет, что слишком долго возиться с шайбой на льду нельзя. Может быть, вратаря он с толку и собьет, но не меньше двух соперников окажутся тут как тут, пытаясь отобрать у него шайбу. 
Броски по воротам 
Чем лучше хоккеист бросает по воротам, тем больше голов он забивает. На свете, пожалуй, нет более избитой фразы, чем эта. Однако по какой-то неведомой мне причине, которая по сей день остается для меня загадкой, ни один игрок—будь то в профессиональном хоккее или в команде начинающих малышей — не тренируется в бросках в том объеме, в каком это требуется. Возьмем профессионала в гольфе. Есть у него свободное время—он тут же идет на площадку и не одну сотню мячей пошлет в цель, отрабатывая силу удара и точность. А профессиональный теннисист, который часами практикуется в подаче! А игрок в американский футбол, сотни раз за одну тренировку бросающий мяч в подвешенную над воротами автомобильную покрышку! Многие же хоккеисты тут же спешат домой, как только коллективная тренировка заканчивается. Я провел на льду массу времени, отрабатывая броски в одиночку или вместе со своими партнерами по звену. Работа эта нелегкая, и довольно часто искомое совершенствование приходит не сразу. Тем не менее такой труд—я знаю это по своему опыту—окупается. Вы можете мастерски выполнять все обманные приемы, но если вашим броскам недостает силы и точности, ваше тренировочное время потрачено понапрасну. Не забывайте, что попасть вам нужно в маленькую цель, да к тому же вы катите на полной скорости, меняя направление и темп бега, в то время как один, а то и двое соперников делают все, чтобы помешать вам бросить по воротам. В хоккее чаще всего пользуются броском, выполняемым маховым движением клюшки. Существуют и другие, такие, например, как щелчок или подкидка. Скорость движения шайбы при маховом броске зависит от нескольких обстоятельств, но самым главным является сила рук хоккеиста. 
При выполнении махового броска следите за тем, чтобы шайба на клюшке располагалась в стороне от вас или позади, что позволит вам наиболее полно развернуть плечи и руки. Начиная бросок, ровным маховым движением переводите клюшку вперед. При этом не забывайте, что голова и плечи у вас должны быть выдвинуты вперед, не нарушая полнейшего равновесия. Безукоризненное владение клюшкой во время броска обеспечивается достаточно жестким хватом. Необходимая для броска импульсная сила обеспечивается сзади стоящей ногой (правой, если вы бросаете с правой руки). Вес тела находится на клюшке. При посыле клюшки вперед сделайте как можно более энергичное движение кистями и одновременно перенесите вес тела на впереди стоящую ногу. Шайба при этом должна быть на центре крюка, а руки хоккеиста должны лежать на ручке клюшки как можно ближе друг к другу (при условии соблюдения удобства хвата). Научиться правильно располагать руки на клюшке можно только методом проб и ошибок. Если хоккеист будет держать руки слишком близко друг к другу, он не сможет вложить нужную мышечную силу в движение руки, расположенной внизу. А это при броске имеет решающее значение. Если же руки расставить слишком далеко одну от другой, ручка клюшки не будет пружинить. Другая типичная ошибка при выполнении махового броска, особенно в командах низших лиг, состоит в том, что шайбу не провожают крюком клюшки. Многие хоккеисты, вместо того чтобы посылать клюшку за шайбой, пока крюк не окажется в направлении желаемого полета шайбы, резко ее останавливают и неизбежно теряют при этом равновесие. При отработке элементов махового броска в замедленном темпе хоккеист учится определять, когда переносить вес тела с одной ноги на другую, где ему держать клюшку и как провожать шайбу крюком. После этого он может ускорять движение клюшки, в результате которого шайба оказывается в полете. При условии правильной координации движений скорость и точность полета шайбы в значительной мере обеспечиваются силой рук хоккеиста (в том числе и кистей). 
Следует помнить, что, как только хоккеист начинает выполнение махового броска по воротам, он сразу же расшифровывает перед вратарем свои намерения. Вратарь знает не только то, что шайба направляется в ворота, но и примерно куда она идет, поэтому эффективность броска можно обеспечить только быстротой его выполнения. Есть в хоккее бросок, который приводит в восторг зрителей и которого страшатся вратари. Это — щелчок. Правда, многие тренеры относятся к нему отрицательно. Более того, мне пришлось слышать, как один тренер команды низшей лиги буквально разносил в пух и прах хоккеиста за то, что тот попробовал бросить шайбу щелчком, хотя никаких доводов при этом тренер не приводил. Надо полагать, единственной причиной гнева тренера было то, что незадачливому хоккеисту не удалось еще отработать щелчок до такой степени, чтобы по точности попадания в цель он не уступал ни маховому, ни какому-либо другому броску. По сути дела, при правильном выполнении щелчка ничего плохого в нем нет. Я бы даже сказал, в нем нет ничего, кроме хорошего, поскольку шайба при этом броске движется гораздо быстрее, чем при других бросках (если, повторяю, бросок выполняется правильно). Как показывают проведенные в Национальной хоккейной лиге измерения, шайба, посланная щелчком, развивает скорость свыше ста девяноста километров в час. Летя со столь высокой скоростью, шайба становится едва различимой, превращаясь для наблюдающих за ее полетом зрителей в нечеткую черную полоску. А вратарь, который не может следить за шайбой со стороны, не видит даже и этого. Обычно у стража ворот есть только один способ попытаться остановить посланную щелчком шайбу, это — поставить на пути ее полета свои щитки. Но даже через щитки, как сказал мне однажды знакомый вратарь, шайба кусается, как раскаленное железо. 
Сравнивая кинограммы выполнения щелчка и махового броска, мы находим очень много общего, хотя есть и одно существенное различие. Оно состоит в том, что при броске щелчком нужно, сделав замах, опустить клюшку к расположенной на льду шайбе и с ходу сильно ее “щелкнуть”. Перед непосредственным соприкосновением крюка с шайбой следует усилить хват ручки клюшки руками, чтобы крюк ни в коем случае не развернулся, если удар по шайбе придется не по центру крюка. При броске щелчком шайба может быть поднята и лететь на каком-то удалении ото льда. Высота подъема шайбы надо льдом зависит от ее положения на нем в момент соприкосновения с крюком. Если в момент соприкосновения с клюшкой шайба находится чуточку позади бросающего, она будет двигаться прижимаясь к ледяной поверхности поля, а чем дальше она располагается впереди хоккеиста, тем выше в воздух она взлетит. Скорость движения шайбы при всех обстоятельствах зависит от силы щелчка и, конечно, от характера движения—по льду или по воздуху. Если шайба скользит по льду, то трение снизит ее скорость. Эффективными могут быть также щелчки по отпасованной шайбе с ходу. На такой бросок уходит гораздо меньше времени, чем на маховый, но есть здесь и своя сложность: надо очень точно рассчитать время замаха, чтобы крюк касался шайбы как раз в тот момент, когда она, двигаясь по направлению к бросающему, находится в наиболее удобном для броска положении. Совершенствовать технику такого вида щелчка можно только многократным выполнением его, как, впрочем, и любого другого броска щелчком. Весьма полезным видом броска, которым с успехом пользуются хоккеисты при групповой борьбе за шайбу перед воротами, является подкидка. Пожалуй, большинство голов, являющихся результатом схватки хоккеистов у ворот, забивают подкидкой. Основная суть подкидки состоит в том, чтобы поднять шайбу в воздух и перебросить ее через распластавшегося на льду вратаря или через его клюшку. В ходе скоротечной и бескомпромиссной борьбы вблизи ворот нет времени, чтобы изготовиться к броску, сообразить, в каком положении по отношению к крюку находится шайба и каким движением рук лучше всего поднять ее со льда. Поэтому бросок подкидкой должен выполняться мгновенно и автоматически. Для успешного выполнения его нужно, чтобы шайба находилась как можно ближе к центру крюка и при этом крюк слегка накрывал шайбу. Чтобы подкинуть шайбу, нужно придать ей движение вперед и одновременно как можно резче развернуть кисти рук. Чем энергичнее и быстрее выполнен этот комплекс движений, тем выше поднимется шайба и быстрее она полетит. Когда приходится бросать с неудобной стороны, лучше всего делать это подкидкой. В ходе групповой борьбы за шайбу перед воротами у вас обычно нет ни одного свободного кусочка льда, нет и времени, чтобы перевести шайбу с одной стороны на другую. Более того, как только вы попытаетесь обработать шайбу клюшкой, вы тут же предоставите обороняющимся возможность отбросить шайбу от ворот и начать наступательную комбинацию. Так что не жалейте времени и отрабатывайте технику подкидки, пока не доведете ее до автоматизма при бросках с обеих сторон. Как только среди хоккеистов и тренеров заходит спор о том, что является решающим фактором для взятия ворот, обычно высказывается столько же мнений, сколько собирается спорщиков. Для одних это позиция, для других—сохранение равновесия, для третьих—скорость полета шайбы. Я же считаю: чтобы послать шайбу в угол ворот, самое главное — это знать, где ты находишься по отношению к воротам. Речь идет не о том, чтобы прицеливаться, а о чем-то близком к этому понятию. Многие специалисты хоккея писали о важности прицеливания. И делали они это с весьма большой долей убедительности. Но не меньше написано и о том, что в хоккее нет времени для прицельного броска. Истина лежит, пожалуй, где-то посередине.
Категория: Полезная информация | Добавил: fastran (17.10.2008)
Просмотров: 1620 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Поиск
Наши образцы
Карта посетителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Fastran LTD© 2017